Гусеничные экскаваторы традиционно выполняют более сложные операции, чем подобная спецтехника на колесном ходу.
В тех же карьерах колесные экскаваторы практически не встречаются, так как не облают той мощностью и проходимостью, которая необходима для разработки полезных ископаемых. Кроме этого, гусеничные экскаваторы многих моделей оснащены ковшом большого объема, который невозможно установить на колесный экскаватор из-за технических особенностей спецтехники. Однако, какими бы надежными ни были гусеничные карьерные экскаваторы, они выходят из строя не реже колесных, выполняющих менее сложные операции. Особенно подвержен износу ковш гусеничного гидравлического карьерного экскаватора, на который во время производства работ приходится основная нагрузка. Поэтому ремонтная база спецтехники всех карьеров, помимо «стандартного» набора запчастей для гусеничных экскаваторов, также содержит несколько ковшей различного объема и конфигурации. И хотя проблем с приобретением новых ковшей для карьерных гусеничных экскаваторов различных производителей сегодня нет, многие владельцы подобной спецтехники предпочитают не менять периодически износившийся ковш на новый, а проводить футеровку ковша.
Как правило, к футеровке ковша прибегают в случаях, когда гусеничный карьерный гидравлический экскаватор работает с абразивным грунтом или скальными породами. Также подвергаются футеровке ковши гусеничных экскаваторов, которые эксплуатируются в карьерах по добычи глины, которая хотя и не ведет к быстрому износу ковша, зато значительно снижает производительность спецтехники, налипая на ковш. Ко всему прочему, налипание глины на ковш приводит к увеличению нагрузки на стрелу и гидравлическую часть карьерного гусеничного экскаватора, ресурс работы которых в таких условиях уменьшает практически вдвое. Поэтому, проводя футеровку ковша, владельцы спецтехники не только обеспечивают стабильно высокую производительность спецтехнике и проводят усиление ковша, а также увеличивают ресурс работы карьерного гусеничного экскаватора и снижают расходы на ремонт машины. По оценке специалистов, грамотная и своевременная футеровка ковша экскаватора, работающего со скальной породой и абразивным грунтом, позволяет в два раза увеличить срок службы навесного оборудования, а футеровка ковша разрабатывающего глину гусеничного экскаватора — также вдвое увеличить ресурс работы спецтехники.
Этапы футеровки ковша гидравлического карьерного экскаватора
В настоящее время существует стандартная технология футеровки ковшей гидравлических гусеничных карьерных экскаваторов, которая также применяется при усилении других типов подобной спецтехники, в том числе колесных экскаваторов. Как правило, футеровка ковша экскаватора проводится в условиях специализированной мастерской, в которой специалисты выполняют следующие операции:
- защита угловых сварных швов ковша;
- внешняя и внутренняя защиты днища ковша;
- защита боковых стенок ковша;
- защита адаптеров — креплений коронок к ковшу.
Оптимальным решением при футеровке ковша гидравлического гусеничного карьерного экскаватора является использование специальных пластин из сверхмолекулярного полиэтилена, которые относительно недорогие и не подвержены коррозии, но обладают высокой прочностью. Помимо этого, поверхность данного материала такова, что глина и мокрый грунт практически не налипает на ковш. В любом случае, выполнить футеровку ковша сегодня дешевле, чем купить новый ковш для гусеничного карьерного экскаватора иностранного производства, например, компании Caterpillar.