Отличие дизельного двигателя от бензинового двигателя состоит в принципе его работы:
- Если в бензиновом двигателе газовая смесь (бензин плюс воздух) образуется в специальном устройстве, таком как карбюратор или инжектор, то в дизельном двигателе смешение дизельного топлива и воздуха происходит непосредственно в камере сгорания.
- Возгорание топливной смеси в бензиновом двигателе происходит с помощью свечи накаливания, а в дизельном двигателе – от высокой температуры сжатой топливной смеси.
Принцип работы
- В камеру сгорания газовой смеси (цилиндр) подается воздух, который под воздействием движения поршня начинает сжиматься. Доходя до крайне точки движения поршня, воздух под давлением разогревается до 700-900 градусов, после чего к нему, так же под давлением, впрыскивается дизельное топливо.
- Дизельное топливо, попадая в перегретую воздушную смесь, мгновенно нагревается и взрывается, производя газовую смесь, которая расширяется и толкает поршень в обратном направлении.
- Образованные газы выталкивают поршень, после чего сами удаляются через перепускные клапана. Цикл движения поршня повторяется, вызывая непрерывное движение поршневой системы.
- Впрыск топлива и выпуск отработанных газов производится в момент движения клапанов, установленных в крышке цилиндров.
- Непрерывности в работе поршневой системы удается достичь с помощью коленчатого вала, на котором на разных высотах подвижно закреплены толкатели поршней двигателя.
Во время воспламенения дизельного топлива происходит образование разогретых горючих газов, которые вызывают нарастание давления внутри цилиндров, что приводит к росту шумности дизельного двигателя. Несмотря на более высокую шумность, дизельные двигатели обладают массой положительных качеств:
- Дизельные двигатели экономичнее бензиновых двигателей на 10-20%.
- Дизельные двигатели на 10% мощнее бензиновых двигателей, при этом обладают большим крутящим моментом.
- Дизельные двигатели способны работать на более низких сортах нефтепродуктов, которые более дешевы в производстве и не требуют высокой степени очистки.
К недостаткам дизельных двигателей относится зависимость от температуры окружающей среды – морозный воздух не успевает нагреться в цилиндрах до температуры воспламенения газовой смеси. Чтобы избежать подобных проблем, на многих тяжелых машинах применяются двигатели предварительного запуска, которые имеют как бензиновую, так и дизельную конструкцию. В состав таких двигателей входит свеча накаливания, которая обеспечивает подачу искры в крайней точке хода поршня.