Рыночная стоимость экскаваторной, бульдозерной и другой тяжелой карьерной и строительной техники для всех российских регионов ясно показывает усугубления кризиса в промышленности, связанной с использованием гусеничной техники.
Ярким примером служит анализ техники, продаваемой потребителям в прошедшем году. К лидерам продаж относят производители, чья продукция относится к самому низкому стоимостному рубежу, например, корейские производители экскаваторов грузоподъемностью от 10 до 20 тонн – Hyundai и Doosan. Не отстают от корейских производителей производители из Китая, основную массу которых поставили концерны – Liugong и XCMG. Третьими в списках лидеров поставщиков экскаваторов оказались японские производители – концерн Hitachi. Однако не переориентация с европейского на азиатский рынок экскаваторов настораживает ведущих аналитиков рынка продаж тяжелой техники, основу для беспокойства вызывает увеличение количества покупок экскаваторов бывших в употреблении. Это связывают со снижением уровня доходности, от работы экскаваторной техники, в первую очередь, из-за уменьшения спроса на продукцию добывающей отрасли. В результате, появляется возможность работы не новой техники, которая более подвержена износу, а значит, уже на момент покупки планируется снижение выработки. Во-вторых, повсеместное сворачивание строительной отрасли ведет к возможности использования экскаваторов меньшей грузоподъемности. Основным критерием, лежащим в основе увеличения покупки ремонтированных экскаваторов, является цена бывшей в употреблении техники, отличие которой от новой техники доходит до 49%.
Приоритеты на российских рынках экскаваторов бывших в употреблении отдаются американским Caterpillar и японским – Hitachi и Komatsu. Не смотря, на снижение общей стоимости продаж экскаваторов, цена новых машин на нашем внутреннем рынке в течение года увеличивалась, особенно в первом полугодии. Не секрет, что рост цены связывается с ростом стоимости иностранной валюты в начале и конце прошлого году.
Вместе с тем, практика показывает снижение цен на подержанные экскаваторы, и объяснением тому является анализ модельного ряда, предлагаемого к продаже. Наиболее дорогими, оказались модели 2012 года выпуска, представленные предприятиями Кореи. Менее подорожали модели этих же производителей 2007 года выпуска. После 2008 года произошло перевооружение корейских предприятий, выпускающих тяжелую технику, после чего, на мировых рынках появились новые, более производительные модели экскаваторов, быстро заменившие технику старых образцов. Появление на рынках большого количества ремонтированной техники связывают с развитием добывающих мировых отраслей, предприятия которой стремятся избавиться от малоэффективной тяжелой техники, заменив ее более производительной современной техникой.
Сегодня ремонтированная техника широко поступает на наш внутренний рынок, заменяя эффективную высокопроизводительную технику. Такая замена техники сигнализирует о застое в добывающей отрасли, которой сегодня достаточно техники, от которой мировые производители стремятся избавиться. Остановка закупок новой техники произошла, только в прошлом году, а уровень закупок 2014 года сохранился на уровне 2013 года. Закупки техники бывшей в употреблении, хотя и происходили в 2014 году, не превышали закупок новой техники.