Тягачами называются грузовые машины, которые перемещают платформы, соединенные с ними при помощи поворотной сцепки. Поворотная сцепка делает автомобильный состав подвижным, способным к крутым поворотам и даже разворотам на ограниченном участке. Относительно небольшой по размеру тягач способен перевозить значительные по объему грузы.
Если раньше основными отечественными тягачами принято было считать КАМаЗы, ЗИЛы, Уралы и Тонары, то современное отечественное автомобилестроение активно работает с такими мировыми лидерами, как МАН, ИВЕКО, Вольво, Скания и другими. Модели, выпущенные на российских заводах, носят те же названия, и являются, по существу, российскими машинами.
По компоновке кабины, разделяют американские и европейские виды седельных тягачей. Американские тягачи имеют вынесенный перед кабиной двигатель, который располагается внутри капота, выполненного из стекловолокна. Европейские тягачи имеют вертикально расположенную кабину, внизу которой, под водителем, располагается двигатель машины. Вертикальная компоновка европейских машин производится из-за того, что многие европейские страны имеют ограничение по предельной длине автопоездов.
По конструкции ходовой части, тягачи подразделяются на двух и трехосные грузовики. Трехосные тягачи имеют лучшее сцепление с дорогой, большую грузоподъемность, поэтому используются для транспортировки более тяжелых грузов.
Кроме колесной формулы, тягачи разделяются по мощности двигателей, которая позволяет увеличивать или уменьшать перевозимые грузы. Обычные тягачи имеют мощность двигателя от 200 до 440л.с., однако существуют седельные гиганты, двигателя которых рассчитаны на 700-750л.с. Такие машины выпускаются заводами Scania и Volvo. С ростом мощности двигателя растет вес седельных тягачей, но это не является недостатком, так как вес необходим тягачам, для создания нормального сцепления колес с полотном дороги. Если тягачи не используются для многодневных поездок, их могут не оснащать спальными местами.
Двигатели различных марок грузовиков рассчитаны на работу с различным уровнем выбросов в атмосферу, и соответственно соотвуют различным европейским стандартам – Евро3, 4, 5 и 6. Если в Европе соответствие различным экологическим стандартам влияет на стоимость проезда по автомобильным трассам, то в нашей стране соответствие различным стандартам влияет только на первоначальный взнос, который вносится, во время оформления тягача на границе.